РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №7

30 Июля 2019 г.

В очередном номере Бюллетеня представлена информация о результатах следующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий: 

  • мониторинг обеспечения подключения в 2018 году больниц и поликлиник к скоростному интернету;

  • мониторинг строительства (реконструкции) автомобильных дорог федерального значения, передаваемых в доверительное управление в 2018 году;

  • проверка ликвидационных мероприятий по упразднению Федерального агентства научных организаций;

  • проверка результативности мер, принятых органами исполнительной власти Омской области и администрацией г. Омска в целях выполнения представлений Счетной палаты;

  • проверка осуществления Роскомндазором полномочий главного администратора доходов от поступления платы пользователей радиочастотным спектром;

  • аудит эффективности использования Фондом социального страхования и региональными органами исполнительной власти средств федерального бюджета, выделенных в 2017-2018 гг. на закупки кресел-колясок для инвалидов;

  • мониторинг и оценка хода реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов»;

  • аудит эффективности расходования Минпромторгом России в 2018 г. бюджетных ассигнований на закупку автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов;

  • мониторинг хода реализации инвестпроектов, включенных в инвестиционную программу ОАО «Российские железные дороги», финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета;

  • проверка выполнения учреждениями функций государственного заказчика в рамках переданных полномочий по заключению и исполнению государственных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты ФАИП. 

1.    Подключение медучреждений к интернету организовано неэффективно 

Поручение Президента о подключении всех медицинских учреждений страны к скоростному Интернету в 2017-2018 гг. в целом выполнено. Однако управление реализацией проекта было неэффективными. Например, Минкомсвязи долго утверждало план-график подключения. Изначально он должен был быть готов в 2017 году. Затем сроки несколько раз переносились, и в итоге график был утвержден только 26 сентября 2018 года. В ходе мониторинга Счетная палата также отметила, что с 2017 г. тенденция загрузки каналов связи остается низкой. Это говорит о том, что в настоящее время скоростной Интернет мало востребован медицинскими организациями. 

2.    В 2018 г. Автодор ввел в эксплуатацию менее половины автодорог 

В 2018 г. ГК «Автодор» показала худший результат деятельности за 10 лет своего существования. Не выполнено 11 из 12 целевых показателей и индикаторов Программы деятельности Госкомпании на 2018 год, связанных с проведением дорожных работ. Не завершены работы по строительству и реконструкции 317,7 км автомобильных дорог. Это больше половины планового показателя - 54,9%. Показатель результативности использования субсидии, предоставленной Госкомпании из федерального бюджета в 2018 г., выполнен всего на 45,1%. При этом сама субсидия использована практически полностью – 99,8%. Столь высокое исполнение при низкой результативности обусловлено выплатой авансов компаниям-подрядчикам в конце года. 

3.    Ликвидация ФАНО прошла с нарушениями 

Проверка выявила проблемы нормативно-правового характера, в частности, отсутствие порядка финансирования ликвидационных мероприятий, что негативно сказалось на качестве ликвидационной сметы. Также выявлены нарушения трудового законодательства и закона о государственной гражданской службе. Например, ошибки при определении количества неиспользованных дней отпуска привели как к необоснованным расходам федерального бюджета, так и к нарушению прав гражданских служащих, которые совокупно недополучили 801 тыс. рублей (расчетная сумма). Кроме того, проверка показала, что Агентство за 5 лет своего существования так и не оформило право оперативного управления на несколько зданий в центре Москвы. 

4.    Омская область не справляется с долгостроем 

Омская область не может справиться с проблемой незавершенного строительства. Один из главных долгостроев региона - метрополитен. По итогам проверки 2016 г. Счетная палата рекомендовала Правительству области провести его консервацию, так как на тот момент стройка не велась уже 2 года, а готовность объекта составляла всего 36%. В 2018 г. областные власти должны была провести торги на заключение контрактов на проведение консервации, которые так и не состоялись. Другой крупный долгострой – Красногорский гидроузел. Его строительство также предполагалось завершить в 2016 г. Однако спустя 2 года ключевые вопросы по объекту не решены: не определены источники финансирования и остаточная сметная стоимость строительства. 

5.    Закон «О связи» не предусматривает финансовую ответственность при неуплате и просрочке платежей за использование радиочастот 

Закон «О связи» нуждается в доработке. Документ не предусматривает финансовую ответственность за полную или частичную неуплату, а также просрочку платежей за использование радиочастот. При этом проверка показала, что подобные нарушения в последние годы принимают массовый характер: в отдельных расчетных периодах 2015-2018 гг. их допустили от 19,4% до 99,3% пользователей. Отсутствие финансовой ответственности позволило им безвозмездно использовать частоты до внесения самого платежа. По оценке Счетной палаты, если бы была введена ответственность хотя бы в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, то в бюджет поступило бы расчетно 5,3 млн рублей. 

6.    Людям с ограниченными возможностями не хватает индивидуального подхода 

В 2017-2018 гг. кресла-коляски получили 240,5 тыс. инвалидов. Изделия предоставляются достаточно качественные. Однако проблемы в этой сфере пока сохраняются. Уровень обеспеченности колясками в целом остается не выше 78%. На конец 2018 г. не получили коляски более 35 тыс. инвалидов. Чтобы всех обеспечить требовалось около 4,1 млрд руб. Это почти на 25% больше, чем было предусмотрено в бюджете. Серьезной проблемой по-прежнему остается долгое ожидание изделия – до 300 дней. Основные причины - позднее начало и длительность конкурентных процедур. Другая проблема – отсутствие индивидуального подхода к инвалидам. Коляски предоставляются без учета степени активности инвалида и условий его проживания, а именно наличия лифта, пандуса, размеров квартиры и т.д. 

7.    Цели и задачи господдержки моногородов необходимо пересмотреть 

Меры господдержки моногородов не дали ощутимых результатов. По-прежнему более половины их жителей оценивают ситуацию в своем городе как «кризисную». Сохраняется зависимость доходной базы бюджетов моногородов от финансового состояния градообразующих предприятий. При разработке паспорта программы «Комплексное развитие моногородов» не оценивалась готовность регионов к ее мероприятиям. Программа реализовывалась без учета стратегических национальных приоритетов. В частности, она не была нацелена на достижение показателей по созданию высокопроизводительных рабочих мест и стимулированию роста производительности труда. Не учитывала Программа и принцип диверсифицированного подхода к господдержке моногородов в зависимости от их социально-экономических и географических особенностей. 

8.    Минпромторг выполнил задачу по обновлению регионального автопарка автомобилей скорой помощи и школьных автобусов 

В 2018 г. Минпромторг получил из федерального бюджета и резервного фонда Правительства РФ 10 млрд руб. и закупил на них 1,78 тыс. автомобилей скорой медицинской помощи и 2,73 тыс. школьных автобусов. В результате потребность в обновлении автомобилей скорой помощи удовлетворена на 32%, школьных автобусов - на 45,6%. Благодаря этим мерам выросла эффективность системы скорой медицинской помощи, улучшилась транспортная доступность в сфере образования и обеспечения безопасности детей на дорогах. Кроме того, централизованная закупка позитивно сказалась на производительности отечественных автоконцернов. В среднем компании-изготовители в 2018 г. увеличили производство на 17%. Из недочетов Счетная палата отметила несоблюдение отдельными исполнителями сроков поставок автомобилей в регионы. 

9.    РЖД не соблюдает сроки реализации инвестпроектов 

В 2018 г. ОАО «РЖД» не сдало объекты по большинству реализуемых инвестпроектов. Например, по проекту «Развитие БАМа и Транссиба» в 2018 г. должны были построить 11 разъездов и 78 км дополнительных путей. Однако по итогам года был принят только 1 объект. По проекту развития участка Междуреченск-Тайшет сроки ввода 13-ти из 22-х объектов продлены с 2016 до 2020 года. Похожая ситуация с проектом по строительству вторых путей и сортировочных станций к портам Азово-Черноморского бассейна: плановые показатели не выполнены, объекты в срок не введены. В результате по итогам реализации инвестпрограммы в 2018 г. объем незавершенного строительства РЖД увеличился на 13,7 млрд руб. и составил 387,3 млрд руб. 

10. ФАНО не справилось с ФАИП 

Упраздненное в 2018 г. ФАНО практически не контролировало реализацию ФАИП. Об этом свидетельствуют многочисленные нарушения, выявленные Счетной палатой в ходе проверки Института мозга человека им. Бехтеревой и Дирекции единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту. Учреждения допускали нарушения при обосновании начальной максимальной цены контрактов, изменяли существенные условия контрактов, принимали и оплачивали работы, не соответствующие условиям контрактов, а также невыполненные работы. Также систематически нарушались и переносились сроки ввода объектов в эксплуатацию. По состоянию на декабрь 2018 г. Дирекция ввела в эксплуатацию лишь 1 из 23 объектов капитального строительства.

Теги:
Бюллетень
Наверх