Светлана Орлова: 800 млрд рублей на нацпроект «Образование» недостаточно для «прорыва»

Press center
June 26, 2019
7945 views
Share

Национальный проект «Образование» призван вернуть российскому образованию былое величие, стать базой для прорывного научно-технического и социально-экономического развития России. Однако средств, предусмотренных на его реализацию, для такого прорыва явно недостаточно. «Расходы на нацпроект «Образование» за весь период его реализации составляют менее 800 млрд рублей. Учитывая, что в целом расходы на образование – около 27 трлн рублей, на «прорыв» предусмотрено менее 3%», - такие цифры озвучила аудитор Счетной палаты Светлана Орлова на «правительственном часе», посвященном реализации данного национального проекта.

Аудитор напомнила, что сейчас расходы на образование составляют 3,6% ВВП в год. При этом в лучшей мировой практике затраты в эту сферу находятся на уровне 5-7% ВВП.

Другая проблема – нехватка мест в образовательных учреждениях. «Результатом проведенной оптимизации стало сокращение с 2001 года числа детских садов с 51 до 48 тысяч, сельских школ – с 46  до 24 тысяч, городских – с 23 до 18 тысяч единиц», - пояснила Светлана Орлова. Как итог, детям порой приходится учиться во вторую или даже третью смену. В таком режиме учится 13% школьников или более 2 млн учащихся. Всего же на сегодняшний день школьное образование получают 16 млн детей и подростков. «К 2024 году численность школьников составит почти 20 миллионов и система общего образования должна отвечать этому вызову. На первый план выходят качественные, одинаково доступные по всей России образовательные услуги», - подчеркнула аудитор.

Для выполнения этой задачи Светлана Орлова предлагает составить «контурную карту» по муниципалитетам, регионам и в целом по стране. На ней будут обозначены образовательные организации, промышленные объекты, зоны жилой застройки с обязательным выделением фактического состояния и перспектив развития. «На основании этой карты Минпросвещения совместно с Минэкономразвития и другими заинтересованными структурами, регионами и бизнес-сообществом сформируют «дорожную карту» развития образования, включающую стратегические модели его доступности и результативности», - сообщила Светлана Орлова.

Особое внимание аудитор уделила профессиональному самоопределению школьников. Выбор профессии должен быть осознанным, основываться на научных оценках возможностей ребенка и учитывать перспективные потребности рынка труда. Так, наиболее востребованы на рынке труда рабочие профессии, но по программам технической направленности занимаются менее 7% детей. На сегодняшний день 32% выпускников ВУЗов и 41% - организаций профтехобразования работают не по специальности. «Необходимо возродить систему профессиональной ориентации в средней школе, модернизировав ее в соответствии с вызовами стратегического развития страны», - считает аудитор.

Не менее важно обеспечить педагогов достойным заработком. Сейчас они в среднем получают 38,5 тыс. рублей, а по факту конкретный учитель может получать существенно меньше. «Минпросвещения стоит вернуться к вопросу о составе заработной платы учителя и отрегулировать этот вопрос с регионами и муниципалитетами», - заявила аудитор.

Светлана Орлова также указала на недостаток внимания нацпроекта к новым форматам и практикам в образовании. Так, электронное обучение доступно лишь 15% школьников. С применением дистанционных технологий учатся только 2,5% детей. Почти в 400 сельских школах нет доступа в Интернет, а у половины оставшихся – крайне низкая скорость подключения. «Обеспечение скорости доступа в Интернет для школ запланировано нацпрограммой «Цифровая экономика» только к концу 2024 года. При этом средства на создание сетей передачи данных внутри зданий не предусмотрены. Нельзя допустить, когда быстрый интернет есть, но воспользоваться им в школьном кабинете невозможно», - заключила аудитор.

В завершение аудитор подчеркнула, что на систему образования ложится огромная ответственность формирования инновационного потенциала страны: «Сейчас есть уникальная возможность заложить основы недопущения бедности в будущем. Это значит, что и демографические и экономические проблемы будут решаться».